В 1998 году во всем мире IP-телефония начала проникать в телефонные сети общего пользования. Компании, предоставляющие услуги связи, осознали выгоду, которую можно было получить от новой технологии и стали разрабатывать первые коммерческие предложения для обеспечения телефонных звонков на стационарные телефоны с помощью интернета. Примерно в это же время такие услуги появляются и в России.
Тенденция — искать лучшей участи в больших городах, всегда характерна для людей. Кто-то ищет высокооплачиваемую работу, мечтает стать знаменитым или владельцем собственного бизнеса. Но, уехав за сотни километров, потребность в поддержке близких и перманентная связь, становились необходимыми более, чем когда бы то ни было.
Междугородние звонки обходились недешево, про интернет многие знали и говорили, но, в силу своей недоступности (всемирная паутина только начинала окутывать российские просторы), им практически никто не пользовался.
Первые операторы телефонной связи, появившиеся в те годы, незамедлительно отреагировали на потребность населения в дешевых междугородных звонках, предложив первое решение, основанное на IP-телефонии, – карты для междугородних звонков с лимитированным количеством минут для разговоров.
Изначально IP-телефония работала по следующему принципу: связь от клиента к оператору шла по медному кабелю, а между операторами – по интернет-каналам, имеющим низкую скорость. При этом вызов сначала приходил к оператору, а затем уже по интернет-каналам перенаправлялся до адресата.
Тот, кто хотел дешево позвонить в другой город, покупал карту, стирал на ней защитный слой, чтобы получить PIN-код, набирал его на телефоне (после цифры 9) и, в конце концов, вводил номер абонента. По этой карте междугородный звонок стоил гораздо дешевле, чем обычный звонок по классическому телефонному соединению. Поэтому желающих позвонить было много.
Ресурсы операторов не справлялись с обеспечением связи. Так, если пропускная способность была на 50 одновременных звонков, то выстраивались очереди, ужимались передаваемые данные, из-за чего случались значительные их потери: разговор в любую минуту мог прерваться, голос абонента искажался до неузнаваемости, нельзя было дозвониться с первого раза. Все жаловались, но низкая цена была определяющим фактором и сглаживала недовольства абонентов.