С учетом вышесказанного, вернемся к теме эффективности. Для молодой компании Asterisk может выглядеть вполне привлекательно: удобнее обычной АТС и условно бесплатно. Бесплатно – это если решить, что разовая покупка оборудования и настройка айтишником — это копейки, и что потраченное время на подбор оборудования и специалиста тоже даровое.
Однако если ваша компания настроена амбициозно, полезно заглянуть немного вперед и понять, что экономия будет сомнительной и бесплатно — это только иллюзия. Очень скоро вы заметите, что не добираете «упущенную прибыль», что конкуренты делают кое-что лучше.
Они лучше (то есть эффективнее) обслуживают клиентов, почти не теряют входящие звонки, их менеджеры продуктивны за счет грамотного распределения звонков, они знают наверняка, какой канал рекламы самый прибыльный.
Сколько вы потеряете без этих возможностей ВАТС, можете посчитать только вы.
Но для сравнения, год обслуживания компании из 10 абонентов в «Гравителе» обойдется примерно в 140 тыс. рублей. Год обслуживания Asterisk даже самым «железным» сисадмином уже с лихвой перекроет эту сумму.
Самое обидное, что к тому времени, как компания явно ощутит потребность в расширенном функционале (Asterisk, конечно, хорош в качестве базовой «звонилки»), она уже вложилась в оборудование для обычной АТС или Asterisk и в настройку. Деньги уже потрачены, но уже не отрабатывают себя.
Условно бесплатное решение имеет и еще один подводный камень – отсутствие ответственного лица. Здесь у вас нет специалиста или даже компании, куда вы можете обратиться со своей проблемой. Виновен может быть как ваш менеджер, так и программист, а может быть — интернет-провайдер или кот, перегрызший провод, — вам этого не узнать.
Если вы являетесь клиентом Гравител или другого провайдера ВАТС, которому платите, то вы вправе требовать оперативной настройки и устранения неполадок. К Asterisk предъявлять претензии безосновательно.
Таким образом, ВАТС нам кажется все же более эффективным и дальновидным решением для телефонии: если брать показательный период, например, в 5 лет, то по соотношению «принесенная прибыль» и «вложенные ресурсы» ВАТС значительно опередит Asterisk.